Архив новостей в сфере бизнеса:
Архив №1
Архив №2
Архив №3
Архив №4
Архив №5
Архив №6
Архив №7
Архив №8
Архив №9
Архив №10
Архив №11
Архив №12
Архив №13
Архив №14
Архив №15
Архив №16
Архив №17
Архив №18
Архив №19
Архив №20
 

"Шелк Маргилана" в Ташкенте

В середине февраля 2007 года в столичном Государственном музее истории Узбекистана намечено открытие выставки "Шелк Маргилана", посвященной 2000-летнему юбилею этого города – одного из древнейших в Ферганской долине. – Здесь создается уникальная экспозиция памятников культурного наследия, на примере которых прослеживается история городской культуры и прикладного искусства Маргилана с древнейших времен до начала 20 века, – отметила в ходе беседы с корр. Газеты "БВВ" директор ГМИ Узбекистана Жаннат Исмаилова. – На выставке представлены старые и новые образцы маргиланских шелковых тканей, различные виды атласа, адраса и т.п., одежда из них, все этнографические детали, украшавшие интерьер национального дома. Наряду с этим есть материалы, повествующие о великих предках маргиланцев – известном ученом Аль-Маргинони и его соратниках, их жизни и деятельности.

Одним из уникальных экспонатов станет ткацкий станок – дастгох – из богатейшей национальной сокровищницы страны – хранилища этнографического фонда музея, где есть и другие аналогичные изделия для производства кустарным способом ковров, хлопчатобумажных (бязи), шерстяных и других шелковых тканей.

Представленный в экспозиции станок изготовлен 88 лет назад – еще в 1919 году мастером из Маргилана Муладжаном Муратовым. Станок восстанавливал в 1974 году другой мастер из этого же города Касымжан Ахмедов. Он состоит из двух частей – основной рамы, на которой держатся нити с челноками и другими деталями, натянутые с помощью каменных и керамических отвесов, и нижней части с "педалями", – рассказывает главный хранитель музея Рахима Султанова.

Специально для очередной сборки и реконструкции этого раритета пригласили знаменитого мастера по изготовлению народных ткацких станков, предназначенных для производства шелковых тканей, Каримова Мухаммадходжа-ака.

Этот 72-летний, очень веселый и бодрый мужчина уже 61 год занимается ткацким ремеслом и изготовлением соответствующих станков.

– Я участвовал во Всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Ганновере (Германия) со своими ткацкими станками, – говорит Мухаммадходжа-ака Каримов. – В 2005 году во всемирном симпозиуме в Институте шелка в Ташкенте принимали участие делегации из 14 стран, входящих в число 41 государства – производителей коконов и шелка. Пригласили принять участие и меня со своим станком. Там же экспонировались образцы изготовленных мною кустарным способом тканей, которые очень высоко ценятся во всем мире. Ткани так понравились делегатам, особенно из Греции, что они скупили всю мою коллекцию.

Мне было очень приятно, когда директор Государственного музея истории Узбекистана Исмаилова Жаннат пригласила меня заняться реконструкцией этого старого ткацкого станка, поскольку в настоящее время, я думаю, не ошибусь, если скажу, что других таких специалистов по изготовлению этих раритетов уже не осталось в нашей стране.

Напомню, что Узбекистан находится среди крупнейших производителей коконов. Так, в 2004 году в нашей стране было получено свыше 17 тыс. тонн этого сырья, необходимого для выпуска шелка. Это очень высокие показатели по сравнению с другими странами.

– Мухаммадходжа-ака, получается Вы сейчас единственный хранитель секретов вашего ремесла. Расскажите, из каких деталей состоит станок, и какие материалы используются при его изготовлении?

– При изготовлении частей и деталей ткацкого станка используется древесина различных пород: тутовника (тута) для рамы, ореха и урючины – для других деталей. К примеру, "берду" – расческа из разрезанных полосок камыша, "педали" для управления станком ногами – тепга, щетка – торок, изготовлена из корней степных растений. Есть множество других деталей с поэтическими названиями: "гульаспоб" и т.п.

А для того, чтобы получить высококачественные нити из коконов следует посадить и выращивать особые сорта тутовников для корма гусениц шелкопряда.

Для окраски тканей используются природные вещества. Для получения устойчивого и насыщенного золотисто-желтого цвета получают краску из кожуры граната, которая настаивается в керамическом сосуде в воде, полученной из растаявшего снега. Прокипяченное железо дает черный цвет. Для получения других красок и цветов используются кожура лука, растения и их корни, а также сера.

Династия дастгохчи и ткачей
Мухаммадходжа-ака – представитель старейшей династии дастгохчи и ткачей. Его дедушка, прадедушка и прабабушка, мать – Мирозажонова Тожихон и отец – Сатторов Каримжон также занимались ткацким ремеслом, изготовлением атласа, адраса, бекасаба. Младший сын, Неъматжон, владелец фабрики по изготовлению шелковых нитей, где работают и ученики мастера. Всего свыше у него 60 учеников и внуки, которым он передает секреты своего мастерства. Чтобы осуществить свою мечту и передать подрастающему поколению секреты своего мастерства, он преподает в Маргиланском колледже.

Секреты и мечты Мастера
Следует отметить особо, что Мухаммадходжа-ака знает секреты изготовления разнообразных, сложных и уникальных с этнографической точки зрения станков для производства шелковых, хлопчатобумажных и прочих тканей. Но все их чертежи хранятся в его голове. Чтобы их сделать и собрать, необходимо определенное субсидирование и время. У мастера есть намерение создать действующую единственную в мире экспозицию многочисленных моделей этнографических ткацких станков Средней Азии. Только очень необходима финансовая поддержка меценатов.

В ходе задушевной беседы с этим уникальным, единственным в своем роде и в данной профессии мастером сложилось впечатление, что было бы непростительной ошибкой упустить такую возможность – зафиксировать конструкции деревянных ткацких станков в чертежах и составить их подробнейшие описания, а также воспроизвести как в натуральную величину, так и в копиях. И тут есть чем заняться ученым исследователям.

Представляется на основании всех этих бесценных материалов можно написать не одну книгу или методическое руководство, курсовые, дипломные и диссертацию по производству кустарных этнографических станков. Чтобы сохранить их для потомков… и воспитать новых мастеров. Какие великолепные экспонаты можно было бы получить для музея ферганского или узбекского шелка. У мастера есть задумка: восстановить множество станков разного типа и научить молодежь работать на них...

31.01.2007- среда
Источник: UzRepor




 

Сайт обновлён 24.02.2015