Архив новостей в сфере бизнеса:
Архив №1
Архив №2
Архив №3
Архив №4
Архив №5
Архив №6
Архив №7
Архив №8
Архив №9
Архив №10
Архив №11
Архив №12
Архив №13
Архив №14
Архив №15
Архив №16
Архив №17
Архив №18
Архив №19
Архив №20
 

Волшебный мир узоров в Музее Востока

2 августа 2005 года в Государственном музее Востока (Никитский бульвар, 12-А) открывается (16.00) выставка, посвященная орнаментальному искусству Юго-Восточной Азии.
На обозрение выставлено более 200 произведений этого вида искусства из шести стран Юго-Восточной Азии - Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Таиланда. Большинство экспонатов представлено из собрания Государственного музея Востока и лишь некоторая часть - из "Галереи Кирилла Данелия" и галери "Zen-Art".
Выставка приурочена к 60-летию провозглашения независимости Демократической Республики Вьетнам (2 сентября 1945 г.), 60-летию независимости Индонезии (17августа 1945 г.) и 30-летию со дня образования (2 декабря 1975 г.) Лаосской Народно-Демократической Республики.
Настоящая экспозиция является также данью памяти и глубоко уважения к Чукиной Наталье Павловне (1941-1996 гг.), талантливому ученому, много лет проработавшему в Государственном музее Востока. Именно ей принадлежала идея настоящей выставки, которую и воплотили в жизнь её коллеги и соратники.
Орнамент как вид искусства возник в глубокой древности. Это не просто украшение (хотя название идет от латинского orno - "украшено"), а специфическая форма искусства, один из важнейших художественных способов осмысления окружающего мира. В орнаменте воплощается представление об устройстве вселенной, миропорядке, о красоте и мировой гармонии. С давних пор орнамент был магическим средством защиты от природных стихий, разного рода бедствий, болезней, влияния злых демонов и духов. Определенные узоры на одежде, оружии, предметах быта могли указывать на социальный статус человека, его материальное и семейное положение, возраст и пол, этническую принадлежность.
Распространение буддизма и индуизма (роль и влияние древнейших цивилизаций Азии-Индии и Китая) имело огромное влияние на развитие орнамента. Одновременно происходило взаимное обогащение культур - появление новых узоров и изобразительных мотивов в орнаменте. Важнейшей областью применения орнаментики являлась архитектура. На территории Юго-Восточной Азии возводились (VI-XVI вв.) храмовые комплексы со сложной системой декоративного убранства. Это, к примеру, и храм Бантеай Срей (Х век), и индуистский храм Ангкор Ват (оба расположены в Камбодже).
Орнаментальной сокровищницей Юго-Восточной Азии является художественный текстиль. Используются разнообразные технические приемы орнаментации тканей. Индонезийский остров Ява знаменит, например, батиками, тканями, украшенными методом восковой резервации, когда окраска нитей происходит заранее, до самого процесса изготовления батика. Отсюда характерные, слегка расплывчатые контуры изображаемого предмета.
Весьма популярен в странах ЮВА декор художественного металла - сосудов со священной водой, колокольчиков, светильников, курильниц, ваз для украшения храмовых алтарей, а также изделий оружейников. Эти произведения выполнялись преимущественно из золота и серебра в технике глубокой чеканки, что придавало пластичность узорам на благородно мерцающей поверхности изделия.
Особенности традиционного в странах ЮВА орнаментального мышления со всей яркостью проявились в изделиях из лака. Позже, уже в средневековье сложился особый вид художественного ремесла - лаковое искусство со своими приемами декорирования лаковых произведений.
У многих народов Юго-Восточной Азии древние орнаментальные мотивы до сих пор остаются важным и действенным элементом национального самосознания. Это и вызывает дополнительный интерес к выставке "Волшебный мир узоров", которая открывается в Государственном музее Востока. Она продлится до середины третьей декады сентября.


27.07.2005- среда
Источник: www.museum.ru




 

Сайт обновлён 24.02.2015