Архив новостей в сфере бизнеса:
Архив №1
Архив №2
Архив №3
Архив №4
Архив №5
Архив №6
Архив №7
Архив №8
Архив №9
Архив №10
Архив №11
Архив №12
Архив №13
Архив №14
Архив №15
Архив №16
Архив №17
Архив №18
Архив №19
Архив №20
 

Ковры и каламкары мусульманского Востока

Государственный музей Востока в Москве предлагает вниманию зрителей выставку «Изобразительные ковры и каламкары мусульманского Востока», которая будет проходить с 20 июля по 10 сентября 2006 г. Выставка знакомит с одним из интереснейших явлений в искусстве мусульманского Востока – изобразительными коврами и каламкарами (расписными завесами) XVII–XX вв. из собрания музея. Пожалуй, ни один предмет ремесла не связан так тесно с образом Востока, как ковер. С давних пор европейцев пленяла красота и тайна ковра, его замысловатый узор, пиршество красок, затейливая вязь надписей. Поскольку в декоративно-прикладном искусстве мусульманских стран преобладают произведения чисто орнаментального характера, с геометрическими или растительными узорами, ковры с изобразительными мотивами менее знакомы широкому зрителю. Между тем этот тип ковров имеет такую же древнюю историю, как и орнаментальные изделия.

Два раздела выставки посвящены коврам и каламкарам Ирана, наиболее прославленного этими видами ремесел, третий – менее известным изобразительным коврам Синьцзяна, северо-западной провинции Китая. Дополняют экспозицию ковры Азербайджана и могольской Индии, а также предметы других видов декоративно-прикладного искусства.

Соединение в одной выставке иранского и уйгурского искусства не случайно. Хотя два региона находятся на разных концах мусульманского мира, взаимные влияния в искусстве этих народов прослеживаются с древнейших времен.

Бурный расцвет изобразительного ковроткачества в Иране пришелся на время Сефевидов (1501–1722). Произведения искусства, созданные под влиянием миниатюрной живописи, отличаются тонкостью рисунка и высочайшим качеством технического исполнения. Именно в это время сложились основные центры производства изобразительных ковров: Тебриз, Кашан, Исфахан, к которым позже добавился Керман.

Наиболее ранние экспонаты выставки представлены изделиями этих центров XVII – начала XIX вв. с традиционными для этого времени изображениями садовых цветов, ваз и животных, сцен охоты и эпизодов из персидской литературы. Большинство иранских ковров выставки относятся к рубежу XIX–XX вв., когда традиционная тематика изобразительных ковров значительно обогатилась за счет копирования тиражированных изображений: книжной гравюры и фотографий. В арсенале ткачей появились портреты современных им политических деятелей и известных исторических персонажей.

В XVIII–XIX вв. в Иране большое распространение получили каламкары – изделия из хлопчатобумажных тканей с набойкой, дополненной росписью. Производство этих изделий носило массовый характер, их использовали как дешевую замену ковров для украшения бедных иранских домов. Традиционно тематика сюжетов на каламкарах совпадала с изображениями на коврах, а в начале ХХ в., когда все иранское искусство было охвачено интересом к политическим событиям в стране, мастера по росписи на тканях даже быстрее ткачей успевали реагировать на революционные выступления в разных провинциях Ирана, помещая на каламкары злободневные сюжеты. Несколько подобных каламкаров из собрания Р.П. Абиха представлены на выставке.

К ХХ в. в изобразительных уйгурских коврах прослеживается обратное влияние иранского искусства, на этот раз оно опосредовано через искусство могольской Индии. Уйгурские ковры представлены, в основном, «вазовыми» и «птичьими» типами ковров. Характерной для них является развернутая по горизонтали композиция с крупным узором. В первом случае это вазы с букетами цветов, расположенные в ряд, а во втором – фигуры птиц или изображения целых стай пернатых.

Три раздела выставки, дополняя друг друга, показывают изобразительные ковры как специфическое явление в истории мусульманского искусства.

27.07.2006- четверг
Источник: Русский антиквариат




 

Сайт обновлён 24.02.2015